Как семинарист Иван в ВДВ служил
Студент Сретенской духовной семинарии Иван Букарев после
четвертого курса ушел в армию добровольцем – и по
собственному желанию попал в разведроту ВДВ. О том, почему
десантники называли его отцом и зачем выполнять долг перед
Родиной, он рассказал своим друзьям и порталу
Православие.Ru.
«Когда
отец Тихон благословил меня идти в армию и я сдал все
экзамены, мы с друзьями решили отметить мой уход.
Часть ребят поддержала меня, но нашлись и те, кто
сказал, что я иду на верную гибель», –
вспоминает Иван. Отслужив год в разведроте ВДВ,
сегодня будущий священник уверен, что обзавелся
нужным опытом; он ни минуты не жалеет о том, что
решил выполнить свой долг перед Родиной.
– Иван, как на тебя посмотрели в военкомате,
когда ты сказал, что хочешь служить в армии?
– Крепкие, здоровые ребята приходят к ним с
инвалидными справками, а тут человек не особо крепкого
телосложения заявляет, что хочет служить, да ещё и в
десантных войсках… Конечно, все очень удивились.
Переспросили несколько раз, не ошибся ли я.
– То есть все ли нормально у тебя с головой?
– Говорят: «Психологически вы нас уже не
устраиваете» (смеётся). Даже показали
коллегам: дескать, вот, посмотрите на него: в армию хочет.
А потом пришел офицер ВДВ, старший лейтенант, начал отбор.
Многие из претендентов отказывались идти в ВДВ – а к
ним берут только добровольцев. Да еще и тех, кто не курит
и не пьет. Мне запомнился один мальчишка очень крепкого
телосложения, который занимался лёгкой атлетикой (у него
даже был какой-то спортивный разряд). Так вот, когда ему
предложили пойти в десантные войска, с ним случилась
настоящая истерика. Он говорил, что никуда идти не хочет,
что его должны взять в МЧС, и нигде больше он служить не
будет. Странно было это наблюдать.
Отобрали одиннадцать человек – в их числе, слава
Богу, и меня. И вот на поезде
«Москва–Ташкент» мы отправились в Рязань
– начиналась моя служба в столице ВДВ.
– В 137-й парашютно-десантный полк.
Конечно, мы, призывники, думали, что нас встретят
старослужащие со звериным оскалом, которые немедленно
устроят дедовщину, начнут унижать и так далее, но ничего
подобного не произошло. Ребята оказались дружелюбные,
помогали нам, всё объясняли – никакого высокомерия.
Я ожидал, что всё будет гораздо жёстче.
Первый месяц пролетел очень быстро. И вот пришло время,
когда нас должны были распределять по боевым ротам. Мне
посоветовали записаться в разведроту.
Туда никто особо не рвался, кроме отъявленных безумцев.
Либо спортивно развитые, очень сильные люди шли туда
служить, либо те, кто вообще не представлял себе, что это
такое – разведрота.
Учения –
И к какой категории относился ты?
– Наверно, к той, что не представляла. То есть в
какой-то мере к безумцам. Раз служу в лучших войсках, то
должен быть и в самой лучшей роте, – такая у меня
была логика.
Но сначала меня в разведроту не взяли – я
расстроился, но подумал, что, видно, Богу так угодно. А
уже после присяги, когда всех распределили, в два часа
ночи меня разбудили: «Ты рядовой Букарев? У тебя
есть пять минут, собирай все вещи – ты пойдёшь
служить в разведку».
Прибыли мы в разведроту. И только тут я начал понимать,
куда я попал.
Утром построили всю роту. Командир спрашивает: «Что
вам снится?» Вся рота должна дружно ответить:
«Море крови!» Естественно, меня это повергло в
шок: мне никогда ничего подобного не снилось.
Возникали
и конфликты – ребята там крепкие, ну и
начинается: «Дай часы померить» и тому
подобное. Много было всяких искушений. Но я сказал
себе: это твой выбор. Приходилось терпеть. А
поскольку я человек не агрессивный, то и конфликты
особо не развивались. Господь позаботился. А вскоре
произошло вот что.
Как-то я разговорился с одним старослужащим. Речь зашла о
том, где я учился до армии, – я рассказал. Немногие
знают, что такое семинария, он спросил – я объяснил:
дескать, семинарист – это будущий священник, вот и я
буду священником. Это, конечно, его несколько изумило.
В это время командир нашего третьего взвода решил
познакомиться с прибывшим личным составом. Всех собрали. И
тут этот старослужащий и говорит: «Знаете, а среди
нас есть священник». Лейтенант очень удивился, да и
вся рота была удивлена: как это – священник, ничего
себе! «Священник, выйти из строя!»
Пришлось выйти. Вышел, доложил: такой-то, учусь в
семинарии, но не священник, буду, если Бог даст, но пока
не являюсь. Мне какие-то вопросы задавали, я отвечал, но
самое интересное было дальше, когда ко мне подошли те, с
кем у меня до этого были конфликтные ситуации:
«Отец, ты уж нас извини, что такой конфликт между
нами произошёл, – мы же не знали, что ты священник,
если бы знали, мы бы так к тебе не относились!»
«Да ладно, – говорю, – все хорошо,
нормальные мужские отношения, да к тому же я ещё не
священник». Но они всё равно извинились и с тех пор
уже так не приставали. И с этого времени за мной
закрепилось прозвище «отец».
Так «отцом» я и прослужил: и офицеры, и
солдаты, и моего призыва, и старшего – все меня
только так и называли.
Служба
моя была довольно таки интересная и насыщенная. У нас
были учения, мы много раз прыгали с парашютом и
ездили на БМП, было очень много стрельб. Поскольку
разведрота постоянно должна быть в боевой готовности,
было решено, что тренировать нас лучше всего в лесу и
на полях. С конца декабря по конец апреля мы жили в
палатках в лесу. Было, конечно тяжело, но зато вместе
мы построили палаточный городок, все обустроили с
удобствами, построили собственную столовую и даже
зачатки бани. В принципе, неплохо прожили.
– Говорят, все-таки ты дважды подрался.
– Это правда. И оба раза в медроте. Сначала
– ещё до присяги – случился конфликт с
дагестанцем, но поскольку никто на его сторону не встал,
удалось довольно быстро его на место поставить: один на
один они быстро «стухают». Второй случай
произошел, когда я уже служил в разведроте.
Я заболел. Со мной в лазарете лежал солдат из первого
батальона – спокойный, доброжелательный мальчишка,
но какой-то вялый. Над ним в батальоне постоянно
издевались, но он на эти обиды не обращал никакого
внимания, причем не потому, что был подвижником, а просто
ему было на всех наплевать.
В один из дней поздно вечером пришли его товарищи –
они тоже лежали в медроте, – разбудили его и давай
издеваться: заставляли отжиматься, приседать, валяться в
ногах. Мне, как православному христианину, на всё это
смотреть – удовольствия мало, и я посчитал своим
долгом за него заступиться.
Укладка парашютов Их
было пятеро. И конечно, как только я встал на его
защиту, они тут же переключили свое внимание на меня.
Спросили, из какой я роты, – я ответил, что из
роты связи: исход поединка был предсказуем, а мне не
хотелось, чтобы они потом рассказывали, что побили
разведчика. Хотя, может, и стоило правду сказать:
авторитет нашей роты очень высок; может, они бы и
подумали, прежде чем меня трогать.
Слово за слово – часы мои им понравились – и
конфликт перешёл в завершающую фазу. Мальчишка тот, мой
сосед, под благовидным предлогом сбежал. Произошла
небольшая потасовка. Всё, конечно, закончилось не в мою
пользу, хотя и честь, и часы я отстоял.
Вскоре этот случай стал известен и командирам, и солдатам.
Всех тех солдат наказали – сначала в
административном порядке, а потом боевое братство
сработало: наша рота отловила каждого по отдельности
– за то, что тронули «отца».
Потом эти ребята пришли ко мне извиняться, спросили,
почему я сразу не сказал, что я из разведчиков; мы
попросили друг у друга прощения, и конфликт был исчерпан.
А когда я вернулся в разведроту, оказалось, что на
следующий день после драки командир прочитал
«проповедь» о том, как надо себя вести
настоящему разведчику. Примерно такого содержания:
«Взгляните, как должен вести себя разведчик! Отец
вроде бы не особо крепкий парень, но он не побоялся
бросить вызов пятерым ребятам и заступился за совсем
незнакомого ему солдата. И пускай он получил по голове как
следует, но, тем не менее, его совесть чиста, и вообще для
вас это пример: независимо от того, какого ты телосложения
и силы, если в тебе есть дух, то дух победит».
В роте все мне жали руку, поздравляли, офицеры и солдаты
стали лучше относиться, увидев, что я не только на словах
себя проявляю, но и на деле. Хотя мне кажется, любой
православный на моём месте поступил бы точно так же.
– Всё оказалось не так страшно, как представлялось,
хотя мы, конечно, уставали. Были марш-броски, всё болело,
не случалось дня, чтобы можно было отдохнуть. Но, тем не
менее, ничего сверх того, что мог бы сделать человек, не
было. С парашютами, конечно, происходили какие-то
печальные инциденты: парни ноги-руки ломали. Но это, как
правило, были ошибки самих солдат: то они с перепугу
что-то не то потянули, не так ноги расставили, не так
приземлились.
По-настоящему тяжело было только морально. Всем на тебя
наплевать: приходишь с температурой под сорок в больницу,
тебе ставят какой-то дурацкий диагноз, говорят, что ты
здоров, а начинают принимать меры только когда ты уже
ходить не можешь. До твоих проблем в принципе никому нет
дела. Опять же воровство. У нас его, можно сказать, и не
было, а вот в других ротах творился какой-то ужас: всё
пропадало, ничего нельзя было оставить без присмотра.
Постоянная агрессия со стороны окружающих и осознание
того, что никто тебе не поможет, – вот это очень
давило. Многие ребята не выдерживали и убегали из частей.
Их находили. Бывали конфликты. Иногда даже возбуждали
уголовные дела.
– Во многом они действительно схожи. Есть распорядок
дня, ежедневные упражнения: в армии – физические, в
семинарии – умственные. Строгая дисциплина. Трудовая
повинность.
Но самое главное различие – в духовном наполнении, в
отношении друг к другу. В семинарии тебе каждый придет на
выручку, люди, стоящие над тобой, всегда готовы тебя
выслушать. В семинарии ты чувствуешь себя в одной большой
семье, а в армии ты, скорее, приёмный сын. Там ни о какой
любви речи быть не может.
Хотя лично мне, наверное, так говорить не стоит: с
некоторыми ребятами сложились очень хорошие отношения
– мы друг друга поддерживали, чем могли. Я и сам
всегда старался своим соратникам помочь, выслушать и даже
устроить встречу со священником.
–
Ребята-то хорошие, но я слышал, что не все знали,
что матом ругаться не очень хорошо.
– В армии матом не ругаются – им
разговаривают. И, конечно, всех настораживал тот факт, что
я не ругаюсь. Старослужащий говорит мне однажды:
«Уже неделю с тобой общаюсь и не могу понять, что в
тебе не так». – «Может быть, то, что я
матом не ругаюсь?» – «Точно!»
– даже обрадовался он.
Я не ругался. Почти у всех моих сослуживцев даже появился
спортивный интерес: когда же я сдамся? Все ждали, что рано
или поздно я проколюсь, но мне удавалось находить не
бранные синонимы. Самый яркий случай произошел в конце
моей службы.
В разведроте есть определённая традиция прощания: дембеля
всех строят, первая шеренга делает два шага вперед,
разворачивается, и солдаты начинают прощаться друг с
другом. После этого все возвращаются на свои места, и
дальше происходит такой диалог. Дембель должен крикнуть:
«Рота, иди на…». На нехорошие буквы. А
рота ему отвечает теми же словами. Смысл всего этого
заключался в том, что ты должен бежать, не оборачиваясь, и
никогда сюда не возвращаться. В-общем, уже за месяц меня
начали терроризировать вопросами, как же я буду прощаться
с ротой, – не стану же я нарушать «святые
традиции»! Я, конечно, был весьма озадачен, но
сказал, что что-нибудь да придумаю.
И
вот настал день моего дембеля. После того, как я
попрощался с каждым по отдельности, настало время
«священных слов». Я обратился к роте и
сказал: «Дорогие мои братья, мы с вами долго
служили, и вы все называли меня отцом, поэтому
попрощайтесь со мной как с настоящим отцом: давайте
не будем с вами ругаться, если вы действительно меня
уважаете». Они говорят: «Хорошо, ты тогда
нам скажи как – а мы с тобой попрощаемся, как у
нас положено».
И вот, построив всех, я сказал следующее: «Рота, с
Богом!» И вся рота дружно крикнула в ответ: «С
Богом!»
Потом они решили меня и дальше проводить – до ворот.
Мы построились на улице, и меня удостоили чести повести
роту к воротам части. И я ушёл из роты. Потом многие
ребята говорили, что им очень понравилось, как я с ними
попрощался, и что они хотят так же попрощаться с ротой.
Хочется надеяться, что кто-то из ребят эту традицию
продолжит, и она там сохранится.
– Иван, резюмируя нашу беседу, все-таки скажи:
можно сейчас служить в армии или нельзя?
– Я даже так скажу: в армии служить нужно. Я
считаю, что православный христианин, если ему позволяет
здоровье, просто обязан отслужить в армии, потому что
только в этой среде он сможет стать настоящим мужчиной.
Армия – это удивительное место, где ты никогда не
сможешь что-то сыграть. Там ты открываешь своё настоящее
лицо.
В повседневной жизни мы можем позволить себе быть
благородными, щедрыми, потому что ни в чём особо не
нуждаемся. А попробуй быть щедрым, когда ты ходишь
голодный, когда у тебя нет денег, и вот у тебя появились
какая-нибудь парочка пряников, а вокруг –
полным-полно собратьев, жадно смотрящих на эти твои
пряники, которые ты с радостью бы съел один.
Но если в тебе есть частичка чего-то светлого и хорошего,
ты разделишь пряники на всех. Пускай тебе совсем чуть-чуть
достанется – но ты со всеми поделишься, всем
сделаешь приятное.
В
армии всегда нужно быть готовым чем-то пожертвовать.
Это действительно хорошая школа жизни. Да, очень
опасная: бывали несчастные случаи, бывало, что ребята
теряли здоровье – я таких видел. Некоторые даже
инвалидами уходили из армии.
Всё это, конечно, страшно и печально, но риск на самом
деле такой же, как и возможность, выйдя на дорогу, попасть
под машину. Всё может случиться. Но испытать себя, понять,
кто ты на самом деле, можно только в армии. Поэтому всем
христианам, всем, кто любит свою Родину и хочет жить не
так, как велят чувства, а так, как положено по долгу,
нужно в первую очередь отслужить в армии, чтобы смело
смотреть в глаза своим товарищам.
Смотри также:
Наталья Нестеренко. Пастырский долг там, где была война
Беседа со священником Григорием Куценко, настоятелем храма архангела Михаила в ГрозномНесколько лет назад разрушенный храм в Грозном пережил второе рождение. Сейчас здесь проходят регулярные богослужения, а сам храм стал центром социальной помощи для местного русского населения. О приходском житье-бытье рассказывает настоятель православной общины священник Григорий Куценко.
Роман Илющенко. Как правильно любить Родину
Широкомасштабные армейские реформы как-то стороной обходят такой важный вопрос, как патриотическое воспитание военнослужащих. А оно требует особого внимания, ибо военнослужащий просто обязан быть патриотом, т.е. любить свою Родину ведь, если воин – не патриот Отечества, то, пардон, зачем все эти реформы, зачем такая армия, воины которой не готовы жертвовать ради него собой.