Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2014 » Март » 15 » Школа - больше не подготовка к жизни, а сама жизнь.
    15:31
     

    Школа - больше не подготовка к жизни, а сама жизнь.

    Школа - больше не подготовка к жизни, а сама жизнь. Спасибо Гай Германике

    Объявленный властью скорее для галочки Год учителя неожиданно для самой власти оказался реальностью. Все вокруг говорят и спорят не столько о пресловутом телесериале "Школа", сколько о школе - уже без кавычек.

    В сериале-то еще ничего толком и не произошло, впереди десятки серий, а в обществе нашем даже несколько неожиданно для него самого происходит осознание того, что новое поколение, оказывается, выбрало вовсе не пепси, как нас долго уверяли с того же телеэкрана.

    Осознание, что школа - это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Причем весьма неприглядная. Что не все в школе сводится к ЕГЭ и поступлению в вуз. Что школа сегодня не является местом решения проблем. Она сама стала проблемой.

    И уже одним этим жесткий, провокативный телесериал "Школа", рассчитано сыгравший здесь роль детонатора, оправдан. Да, конечно, это не столько зеркало, сколько увеличительное стекло. Конечно, это далеко не вся правда о школе.

    Можно спорить о типичности показанного. Сказать, что за три десятка лет учительства сам я в общем-то не сталкивался с такой манерой разговора с собой. А в ответ можно привести пугающую (и вполне официальную) статистику подростковой преступности, наркомании, ранних беременностей и абортов, не говоря уж о курении и пиве. Но дело даже не в этом.

    Разве убийство старушек-процентщиц в Санкт-Петербурге было в достоевские времена массовым? А в гоголевские скупка мертвых душ в России была повсеместной?

    Да и учителя, кстати, показаны в этом телесериале не столь уж неприглядно. Чеховский "человек в футляре" или там сологубовский Передонов были куда омерзительней. Да и в советских фильмах таких теток-училок было навалом. А эти - совсем не худшие. Они - никакие. Никакие - позаимствуем этот точный диагноз из словаря современных тинейджеров.

    Вообще, если посмотреть попристальней, у них есть что позаимствовать, у наших подростков. Они хотя бы активны, все время о чем-то спорят, ругаются, бунтуют. Бессмысленно и беспощадно - не потому что это бунт русский, а потому что гормональный.

    Этот бунт тинейджеров не знает сегодня национальных границ. То же самое фиксирует камера и в недавнем каннском триумфаторе - блестящем французском фильме "Класс", и в точном американском "Слоне".

    А вот учителя в нашей "Школе" если и спорят, то редко и очень вяло. Они уже смирились со своим положением, со своим поражением. В предыдущей фразе кавычки не случайны - знаю, что есть совсем другие школы и совсем другие учителя.

    Да и не так уж все безнадежно. Хотя бы потому, что все это не ново. И в мои ученические времена школьники и курили, и пили. И даже целовались. А кое-кто - прости господи - и не только целовался.

    И в мои ученические годы фильмы о школе вызывали шумные споры, возмущение и даже шок. Причем как раз те, которые приводятся сегодня противниками сериала как светлая классика и образец - хрестоматийные "А если это любовь?", "Доживем до понедельника", позже - "Пацаны", "Чучело"...

    О самом сериале писать как-то странно, посмотрев только пару первых серий. Похоже, талантливая работа. И дело тут не только в юной звезде Валерии Гай Германике, успешно тиражирующей свою однажды счастливо найденную манеру.

    Дело в сценарной умелости А. Родионова, В. Дурненкова, Ю. Клавдиева (кто там еще?), по-мичурински ловко скрестивших приемы нашей новой драматургии жесткого документа, царящей в модных театральных подвалах типа "Тетра.док" или "Практики", с простыми характерами и манипулятивными приемами профессионального телевизионного мыла. И не забывших при этом упомянутые заморские "Класс", "Слон" и проч.

    Теперь о зрителе.

    Сериал очевидно устремлен к завоеванию тинейджерской аудитории, не скрывает расчета на популярность и даже культовость в этой среде. И вот тут - главная опасность, серьезный риск.

    Много раз описанная психологами особенность подросткового возраста - это стремление к прямому подражанию, копированию. Не случайно заправилы моды шьют на взрослых малыми сериями, а на тинейджеров - потоком.

    Отроки всех времен хотят точно такие же джинсы (отроковицы - еще и со стразами), кроссовки или мобилу, как у авторитетных ровесников.

    И если телеребята такие крутые, что их каждый день крутят по ящику, да еще и на первой кнопке, то в этом очевидное социальное одобрение. А значит, и руководство к действию, инструкция по стилю поведения.

    Герои на телеэкране только и делают, что курят в школьной раздевалке, пьют пиво и хамят учителям, а ты еще нет? Наверстывай! Мы идем к тебе!

    Кто-то очень точно заметил, что не случайно дозы лекарств для детей и взрослых - разные. Передоз самого полезного и эффективного лекарства может и убить.

    Но это вопрос скорее не к авторам, а к Первому каналу, выбравшему такую тотальную рекламу своего детища. Они-то, телепрофи, отлично понимают особенности ящика, который, в отличие от кино, куда надо хотя бы собраться, недешевый билет купить, не говоря уж о книгах или театре, всегда здесь, с тобой, в тебе, в кишках...

    Они-то, телепрофи, только рейтинг свой возбуждают с подростковой резвостью да скандал расчесывают.

    "Общество разделилось на два непримиримых лагеря!"

    Вроде бы и впрямь так - даже правящей партии разрешили иметь разногласия по этому отдельному вопросу. Но стоит ли тут смаковать именно непримиримость? Ведь в эту школу каждый день ходят дети и внуки и тех, кто "за", и тех, кто "против".

    Значит, нет иного выхода - надо садиться за один стол и вместе думать, что нам делать не со "Школой", а именно со школой. Общественное управление которой даже законом предусмотрено.

    P.S. На одном педагогическом сайте я прочитал горькое письмо учителей все по тому же поводу. Коллеги пишут, что хотя бы в Год учителя "мы, честно отдающие душу и силы своему любимому делу и детям, хотели бы получать от общества более взвешенные оценки своего труда и благожелательное отношение". Тоже правы.

    Евгений Бунимович

    Просмотров: 338 | Добавил: giveratto | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0