Школа для жизни
МУДРЫЕ МЫСЛИ
-
Мы учимся , увы, для школы, а не для жизни.
Сенека
- Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле
Аристотель
- Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знание в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать.
А. Дистерверг
РАДИ ЖИЗНИ
«Если приобретение информации и специальных интеллектуальных навыков не влияет на формирование социальных установок, то повседневный жизненный опыт не осмысливается, а школы выпускают людей «ушлых» лишь в учении».
Д.Дьюи
В жизни каждого человека происходят события, которые сопровождают его в течение долгих лет. Таким событием для меня было экзаменационное сочинение на свободную тему « Жизнь прожить не ради славы, ради жизни на земле». Вот уже 40 лет как эта фраза стала не только темой, но и смыслом всей педагогической деятельности. Действительно педагогической, потому что я «детоводитель» с детства и учитель по зову сердца.
В 90-е годы прошлого века, когда мир стал меняться на глазах у всего изумлённого народа, а не только в проектах и декларациях отдельных министерств и ведомств, на полях школьного образования стали возводиться баррикады из разного рода инноваций и школьных технологий. По одну сторону баррикад находились ученики, а по другую — учителя. Возникла ситуация когда ученики не хотели и не могли учиться по старому, а учителя – не знали как работать по новому. На фоне этой ситуации возникло огромное количество проблем и образовательных в том числе. Вопрос «Что делать» потерял свою значимость и актуальность. Ему на смену пришёл другой, более ёмкий и сложный вопрос - «Как сделать так, чтобы…».
Интересы, открытия, встречи, общение каждого ученика не вписывались в рамки формального школьного образования и были чем-то вроде из параллельного мира в лучшем случае. Искать компромиссы для сближения этих миров часто приходилось во внеурочное время. Это дополнительный ученический ресурс, а он, как известно, не безграничен.
Понимая и чувствуя всё это, мне не составило большого труда в баррикаде инноваций и технологий найти свою жемчужину, грани которой и по сей день, освещают мой педагогический путь. Это метод проектов, исследовательский метод и ТРИЗ технология.
Конечно, за эти годы много прочитано, проанализировано, осмысленно критически и соотнесено к своим и школьным возможностям. Порой бывает сложно реализовать задуманное, запланированное и спроектированное в силу разных причин: ничего не изменяется в оборудовании мастерских, почти совсем не используются эти методы в преподавании других предметов, последнее место предмета технологии в школьном табеле о рангах, да и в умах родителей, учителей, администрации всех уровней оно тоже последнее. Парадокс в том, что этот единственный предмет, в котором не только новое название, но содержание и формы изменились соответственно духу времени, остаётся не у дел в школьном образовании. На уроках технологии есть время и место учиться использовать знания и умения, полученные в других предметных областях для решения реальных жизненных задач. Ведь из школы для всех школу для каждого можно сделать лишь тогда когда ученик сам будет решать, какой предмет для него важнее и почему.
Мне созвучны по этому поводу обобщения Я.А. Коменского:
1 «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»;
2 «Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки»;
Этой проблеме в своё время уделил внимание К.Д. Ушинский. Его рекомендации бесспорны: сделать учебную работу по возможности интересной для ребенка, не превращая эту работу в развлечение. Учить интересно, легко, даже весело, но серьезно и глубоко. Он указывал направленность обучения на личность: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Также мне близки и понятны мысли представителя американской педагогической философии - Джона Дьюи (1859-1952). Ещё в 1897 году он опубликовал эссе «Моё педагогическое кредо», в котором сформулировал вопросы такой глубины, и простоты, что из попыток ответить на них выросла целая философская дисциплина. Занимаясь обобщением своего опыта , я познакомилась с его работой «Демократия и образование». Многие высказанные им идеи восхищают меня своей актуальностью, приглашают к размышлению:
1 «Необходимость учить и учиться для продолжения существования общества представляются столь очевидной, что может показаться, будто мы ломимся в открытую дверь».
2 «Если приобретение информации и специальных интеллектуальных навыков не влияет на формирование социальных установок, то повседневный жизненный опыт не осмысливается, а школы выпускают людей «ушлых» лишь в учении».
3 «Направляя деятельность юных, общество определяет собственное будущее. Со временем его будут определять именно те, кто сейчас молод, и характер будущего в значительной мере зависти от того, какое направление было придано занятиям детей в предшествующий период».
4 «Если образование есть рост, оно должно как можно полнее использовать имеющиеся сейчас возможности и тем самым готовить людей к встрече с будущими требованиями».
По Дьюи формирование интеллекта должно быть пронизано не только наследием прошлого, но и настоящему должна быть отведена немалая роль. Он утверждал, что «однажды повернувшись спиной к настоящему, можно потерять возможность вернуться к нему, взвалив на плечи слишком много добытых трофеев прошлого».
Иначе говоря, чтобы школьная тропинка для каждого ребёнка стала счастливой дорогой во взрослую жизнь, надо мир знаний, умений и навыков ещё в школе сделать востребованным, деятельностным, творческим и жизненно важным как для самого ученика, так и для социума в котором он находится. Простое запоминание бесчисленной, порой ненужной информации, приводит, на мой взгляд, только лишь к засорению мозга лишними знаниями в отсутствии потребности на неё. Как-то мы забываем о том, что технология запоминания своим конечным результатом всё чаще имеет антитехнологию – забывание. И знание уходит… Ученик, на мой взгляд, должен чувствовать для чего он каждый день, из года в год ходит в школу, брать на себя обязательства, т.е. ставить перед собой цели как ближние, так и дальние, выполнять и достигать их. Только так, согласно Дьюи, можно избежать «разлада между тем, что люди сознательно приобрели посредством школьного учения и опытом, который они бессознательно впитали во взаимодействии с другими людьми».
Следующий тезис Д.Дьюи: «Если образование есть рост, оно должно как можно полнее использовать имеющиеся сейчас возможности и тем самым готовить людей к встрече с будущими требованиями» тоже не оставляет в покое мои мысли, но это уже в следующий раз.
М.К.Фадеева.