Архитектор Ю.В.Ильин-Адаев уже давно занимается проектированием школ, причем все они построены на бюджетные деньги (см.: АВ, 2000, №1, 2004 № 6). Однако ограниченность средств никак не сказывается на уровне проектов. Сложносочиненная структура внутреннего пространства, изобретательный дизайн интерьеров, активная цветовая гамма – все свидетельствует о творческой свободе автора, его нежелании идти на компромиссы в ущерб качеству архитектуры.
Здание школы на 1000 учащихся является одним из градообразующих элементов – фокусов притяжения Ходынского поля. Роль школы как центра образования, культуры и спорта подчеркивается центральным положением в застройке. Она стоит на пересечении главной оси застройки, идущей вдоль широкого пешеходного бульвара, и полукольцевой магистрали, делящей селитебную территорию и территорию досуговой зоны на две части.
Объемно-планировочное решение, является производной от множества ограничений. Во-первых, участок строительства был плохо инсолирован – на юге и востоке находится высотная жилая застройка. Поэтому трехэтажный объем школы посажен в угол участка, занимая практически весь фронт его северной и западной границ, учебные же помещения сориентированы в направлении юго-восток и обращены на территорию школьного участка.
Во-вторых, предполагалось использовать здание школы как досуговый центр микрорайона, что потребовало устройства автономного спортблока с отдельным входом и вестибюлем (на первом этаже) и доступом в Интернет-клуб (на втором этаже). Таким образом, школа делится на три блока: начальная школа, общая школа и спортивный блок, обслуживающий во внеучебное время жителей микрорайона.
Главный вход организован в геометрическом центре здания со стороны полукольцевой магистрали через дворик-курдонер. Функциональное назначение дворика – место проведения общешкольных линеек в торжественные дни. В этой связи он выполнен в виде трехъярусного амфитеатра со ступенями для построений.
Входной вестибюль общей школы включен в галерейную группу помещений. Пространство галереи посредством трех трехсветных атриумов с зимними садами делится на зоны: спортивную, группу помещений общей школы, блок столовой, группу начальной школы. Сквозь атриумы-зимние сады освещены рекреации 2-го и 3-го этажей. Эти композиционные ядра играют коммуникационную роль, являются световыми колодцами и пространственными акцентами интерьера. Их эстетическое и психологическое воздействие усиливается эффектными ландшафтными композициями зимних садов.
В центральной части спортблока располагается большой многофункциональный спортивный зал (24х42 м) с трибуной на 300 зрителей. Он может трансформироваться при помощи перегородок и разделяться на три зала для школьных занятий по группам. К нему примыкает небольшой зал со стенкой для скалолазания.
Над столовой, в качестве «стыковочного узла» начальной и общей школ расположены актовый зал на 600 мест, клубные и кружковые помещения. Актовый зал снабжен универсальной эстрадой с раздвижным занавесом. Над ними, на третьем этаже, находится библиотека, пространство которой делится на группы для начальной и основной школ.
Начальная школа полностью автономизирована – начиная от отдельного входа и заканчивая двумя собственными спортивными залами (18х9 м). Классы 1-го года обучения дополнительно изолированы и имеют спальню-игровую.
Здание школы построено из монолитного железобетона. Отделка наружных стен выполнена двумя способами. Основной объем - это система оштукатуренных вентилируемых фасадов, цоколь облицован керамогранитом и плиткой. Первоначально для отделки фасадов предполагалось использовать алюкобонд – проект под него имел более сдержанное цветовое решение. Но алюкобонд не укладывался в смету. Благодаря отказу от композитных панелей школа окрасилась в яркие, сочные цвета, а под карнизом, по всему периметру здания появился фриз с латинскими изречениями на тему пользы знаний и занятий спортом. Находка авторов – фасады исписанные латынью, получила продолжение: сегодня школа ориентирована на изучение итальянского языка, принимает итальянские делегации, в связи с чем дополнительно устроена «Итальянская гостиная».
Значительную роль в создании объемно-пространственной композиции здания и организации освещения сыграли световые фонари. С их помощью освещаются атриумы, лестницы, спортзалы, кабинеты черчения и рисования. Они обеспечивают оптимальную освещенность интерьера и при этом служат исключительно выразительным формообразующим элементом архитектуры.
Цветовое решение школы складывается из сочетания открытых цветов: зеленого, голубого, желтого, оранжевого. В отделке стен скомбинированы разные фактуры – грубая штукатурка, полуматовый керамогранит и керамическая плитка.
Брутальным акцентом группы центрального входа служит скульптурный элемент в стиле «техно», являющийся несущей конструкцией козырька. Это ортогональная структура, сваренная из труб и окрашенная в оранжевый колер. Симметрию дворового пространства нарушает разноцветье стен – каждый «пиксель» имеет свой цвет.
Эксперименты с цветом продолжены и внутри здания – каждый этаж отмечен своей колористической гаммой. Ниши с дверными проемами выделены более темным тоном краски, что придает интерьерам дополнительную скульптурность и «читаемость» коммуникационных связей. Лестницы имеют индивидуальные колористические решения – перила, сетчатые заграждения, стены и даже потолок окрашены в насыщенные цвета. Активное введение открытых насыщенных тонов, богатая цветовая палитра задают позитивный настрой, необходимый для детских учреждений.
Поначалу предполагалось, что в школе будет и свой бассейн, но из-за ограниченного финансирования на момент строительства от этой затеи пришлось отказаться. Сегодня к идее бассейна вернулись – его планируется построить на пришкольном участке, сократив пятно спортплощадок. Так что скоро здание школы прирастет новым объемом.