Страница обновлена 25.07.2012
История школы

В 1905 году на станции Чебаково, Северной железной дороги было построено здание церковно-приходской школы. Школа строилась крестьянами окрестных деревень, а деньги на постройку пожертвовал Кругликов (местный помещик). Первой учительницей школы стала Юлия Федоровна Кедрова, заведующим – свя-щенник, а попечителем – жена Кругликова. Школьное «начальство» не имело представления о педагогике и частных методиках, часто вмешивалось в дела учительницы, которая в то время имела уже большой педагогический опыт.

Вот что она пишет в своей биографии: «Родилась я 5 мая 1872 года в семье священника села Дмитриевское бывшего Романово-Борисоглебс-кого уезда, Ярославской губернии. С трех лег лишилась отца и матери, воспитывалась у дяди по матери. В 1889 году окончила Ярославское епархиальное женское училище. 21 января 1890 года была назначена на должность учительницы Алешковской начальной школы бывшего Ростовского уезда. В Чебаковскую школу была переведена из Соноходской начальной школы, бывшего Романо – Борисоглебского уезда»
Приступая к работе в Чебаковской школе, Юлия Федоровна уже имела 15 летний стаж педагогической работы. Любовь к детям и осознание своего долга перед народом прибавляли ей терпения выносить придирки священника и попечительницы. Шли годы… И «крепкие» Чебаковские мужики меняли недоверие к Юлии Федоровне на уважение к ней. В этом во многом способствовали слухи с экзаменов, которые ежегодно устраивались «начальством» босоногим мальчишкам и девчонкам. Несмотря на курьезы, чинимые экзаменаторами, школьники показывали прочные, глубокие знания.
С ростом авторитета учительницы росла и школа. В 1914 году из Судиловской начальной школы в Чебаковскую был переведен Николай Михайлович Головин. Он родился в 1889 году в деревне Александровское Залужской волости, Даниловского уезда Ярославской губернии. В 1890 году окончил трехклассную школу, а в 1903 г. – Давыдковское училище. В 1907 году сдал экстерном экзамены на звание учителя начальной школы при Ярославской губернской гимназии. В свидетельстве, которое он получил, была сделана следующая запись: «Подвергшись полному испытанию в педагогическом совете Ярославской губернской гимназии и выдержав оное хорошо, удостоен звания учителя начальных училищ».
Назначенный в 1914 году в Чебаковскую школу Николай Михайлович был мобилизирован в царскую армию, где и прослужил до 1917 года. До февраля 1917 года Чебаковская школа была церковно-приходской, до октября земской. Только после Великой Октябрьской революции были созданы реальные условия для творческого труда народных учителей. К этому времени Николай Михайлович и Юлия Федоровна Головины уже имели достаточный педагогический опыт, который позволил им стать активными строителями новой пролетарской школы. В первые годы своего существования советская школа пережила не один проект ее перестройки в новых условиях. В этот период особенно ярко проявились способности Николая Михайловича Головина. Школа, по его мнению, должна стать трудовой, политехнической.
В своей книге «Чебаковская образцовая школа» Н.М. Головин пишет: «Мы крепко связали школу с окружающей общественной жизнью, выдвинули ее на арену классовой борьбы с уходящими, но упорно цепляющимися капиталистическими элементами, ввели в школу общественно-производительный труд, соединив его со школьным обучением, что совершенно не имело места в дореволюционной школе и еще не оформилось в школе 1918-1922 годах. Мы заложили, как сказано в решении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года, основы перестройки школы на базе политехнизма». Николай Михайлович – один из тех, кто отстаивал урок как основную форму обучения в новой пролетарской школе. Возглавляемый им учительский коллектив на практике доказал возможность соединения урочной формы обучения с трудовым политехническим образованием. Важной стороной педагогической деятельности Головиных являлось ихактивное выступление в печати. Юлия Федоровна много писала о методах обучения грамоте, по букварю Фортунатовой и Шлегер.

Николай Михайлович и Юлия Федоровна были учителями-новаторами. За высокие показатели в учебно-воспитательной работе Чебаковской начальной школе впервые 13 декабря 1927 года была присуждена Наркомпросом РСФСР первая премия среди сельских школ и присвоено звание «Школа имени десятилетия Октября». Выступая в проводимых конкурсах среди образцовых школ, Чебаковская школа завоевывала первые места по итогам работы в 1931, 1933, 1935 годах.
За победу в конкурсе образцовых школ в 1935 году Чебаковской образцовой школе имени А.С. Бубнова было вручено Знамя Наркомпроса РСФСР. Это Знамя вручил школе А.С. Бубнов летом 1936 года. На Знамени написаны слова: «Лучшей образцовой сельской школе от Наркомпроса РСФСР, ноябрь 1935 год». И далее: «Создать, в каждом районе и во всех городах сеть образцовых школ с тем, чтобы учительские массы, рабочие, колхозники и учащиеся могли на практике учиться у них строительству политехнической школы».

С 1933 г. достаточно символичное понятие “Школа года” впервые приобретает конкретное наполнение. В этом году такой школой официально была признана Чебаковская. Может показаться, что это признание как раз негативно свидетельствует о школе, характеризует ее как верную исполнительницу партийных директив, но по отношению к Чебаковской школе это совершенно не так. Своим истоком она, несомненно, имела яснополянскую школу Толстого, а продолжением Павлышскую школу Сухомлинского. В Чебаковской школе ребенок действительно находился в центре внимания, процесс обучения был по-настоящему индивидуализирован. А главное место во всем укладе школы занимало творчество, которое имело самые различные формы.
Уроки строились так, чтобы максимально пробудить стремление детей мыслить, использовать полученные знания в практической деятельности. Дети постоянно занимались сочинением стихов, рассказов, ставили спектакли, рисовали, пели, музицировали. И все это в обычной сельской школе. Здесь создавался настоящий теплый мир детства. Много внимания уделялось экскурсиям, действовал прекрасный краеведческий музей.
Не удивительно, что на базе Чебаковской школы было создано в 1937 г. педагогическое училище (закрыто в 1954 году). А школа была удостоена кроме Первой Республиканской премии Наркомпроса Красного знамени в 1935 г., персональной премии в 1937г. Не были обойдены наградами и супруги Головины. Николай Михайлович был награжден двумя орденами Ленина, званием члена корреспондента АПН РСФСР, его жена также получила высокие награды.
Но главной наградой этим настоящим народным учителям стала созданная ими школа!
