Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Март » 22 » Катастрофы
    22:23
     

    Катастрофы

    Архив за месяц: Декабрь 2012

    Опубликовано 31.12.2012

    Следует отметить, что связь революции с войной бывает двоякой. С одной стороны, революция.—.детище предшествующей войны. Еще раз вспомним чтобы убедиться в этом. Хотя ее предпосылки вызревали задолго до первой мировой войны, именно эта война вплотную подвела Россию к революции. Уже в самом начале этого кровавого меж* империалистического столкновения Ленин, возглавляв*, мые им большевики выдвинули лозунг превращения войны империалистической в войну гражданскую. Они возвестили, что пролетариат не имеет Отечества, что он может обрести его только в том Случае, если империали­стическая война перерастет в гражданскую, а последняя завершится победой пролетарской революции. Но революция обручена с войной и другой кровной связью. Поскольку она опирается на революционное на­силие, в орбиту которого неизбежно попадает правящая элита, поддерживающие ее социально-экономические и политические силы (в России начала XX в. это были буржуазии, помещики, офицеры, жандармерия, видные писатели и другие представители верхних слоев интел­лигенции) , то именно против этих сил и направляется удар, включая И применение вооруженной силы тех «ни­зов», от имени.которых совершается революция. Следствием такого именно разворота событий стано­вится гражданская война, охватывающая, По существу, все слои общества. От этой войны, ее разрушительных масштабов и последствий4 страдают и правящие классы, я
    все остальные социальные группы Читать далее

    Опубликовано 31.12.2012

    Но в этой проблеме —, опирающимся на достижения нау­ки, есть еще одна, чрезвычайно важная сторона: пони­мание науки как решающей силы в структуре ноосферы, способной видоизменить природу, а вместе с тем и взаи­моотношения человека с ней, означает и коренное пре­образование самой научной картины мира. Картина мира, созданная усилиями Коперника, Галилея, Ньюто­на и других крупнейших естествоиспытателей, в каче­стве своего исходного принципа постулирует положение, согласно которому внешнее по отношению к объекту исследования наблюдение являемся необходимым усло­вием, чтобы в законах механики, математики, физики и т. п., формулируемых относительно определенных яв­лений и процессов природы, не содержалось никаких указаний на особенности самого наблюдателя — субъек­та научной деятельности. Не отрицая продуктивности и оправданности такого подхода, Вернадский поворачи­вает вопрос об объекте и субъекте научной деятельнос­ти в иную плоскость: каким вообще может быть изучае­мый нами мир, если знание о мире становится его’ структурным компонентом? Само естествознание с его бессубъектным описанием различных физических, химических, механических и иных процессов стало воз­можным, замечает Вернадский, только после — того, как Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон в течение многих десятков лет разорвали веками установившуюся связь между человеком и Вселенной. Но чтобы перейти от описания механических н физических связей Читать далее

    Опубликовано 31.12.2012

    Однако учет; инвайронменталистами не представляет собой самодовлеющую величину, а дополня­ется .исследованием социальных факторов, включаемых в детерминантную цепь, вызывающую экологические бед­ствия. Одно из основных направлений таких исследований заключается в доказательстве того, что экологические катастрофы имеют в большинстве случаев антропогенную подоснову — перенапряжение природно-ресурсного по­тенциала в результате кризисов нерационального хозяй­ства, то есть имеют эколого-социально-экономический ха­рактер. В последнее время в инвайронменталистских кругах все активнее обсуждается проблема экологических прав и преступлений, поэтому один из известных представи­телей инвайронметодологии Б. ван Стенбергек (Нидер­ланды) считает необходимым, чтобы социология ввела в свой научный оборот категории экологических прав и глобального экологического гражданства. Причем права трактуются в данном случае в предельно широком кон? тексте: не только применительно к отдельной личности или различным социальным сообществам, но и примени­тельно к природе. Ван Стенбергек утверждает, что «исто­рическая миссия инвайронментальных движений состоит не только в сохранении природы для блага человечества, но и в защите прав природы как таковой»- И дело здесь не ограничивается просто теоретическими экспликациями; под проблему экологических пы­таются подвести прочную юридическую базу. Так, участники Читать далее

    Опубликовано 31.12.2012

    Одновременно была осуществлена не только по уровням организа­ционного взаимодействия индивидов и групп, оказавшихся в чрезвычайных обстоятельствах, но и по специфическим особенностям социально-экононической и социо­культурной среды, в условиях которой индивиды н группы оказываются застигнутыми катастрофой. Обобщая опыт многих социологических последствий различных экстремальных ситуаций, Э. Карантелли, Ф. Бэйтс, В. Пи — кок осуществляют кросскультурное социологическое изучение катастрофного поведения. Это дает им возможность выделить такие его важнейшие аспекты, как соци­альные, институциональные, организационные, группо­вые я поведенческие. Они отмечают, что анализ чрезвы­чайных ситуаций особенно плодотворен в сравнительном исследовании разнообразных социальных, а также социо­культурных структур и процессов, которые в обычной жизни остаются как бы в тени, но отчетливо проявляются в условиях бедствий Кросскультурные сравнительные исследования катаст­рофных процессов, считает Э. Карантелли, позволяют при всем разнообразии многих видов катастроф выделить в них наиболее значимые для социологического изучения катастроф компоненты. Эти~компоненты таковы: 1) инди­виды, 2) малые группы, 3) организации, 4) общности, институты, 6) общества. При важности каждого из названных Читать далее

    Опубликовано 30.12.2012

    В-пятых, в связи с высокой существующей опасностью возник­новения заболеваний, вызванных длительным нахожде­нием людей в загрязненных радионуклидами зонах, не­обходимо в первые 2—3 года после их переезда органи­зовать систематический медицинский контроль для взрослых й особенно для детей с целью предупреждения и своевременной диагностики заболеваний, вызываемых радиоактивным облучением. Думается, что осуществление этих предложений и рекомендаций поможет усилить социальную защиту лю­дей, пострадавших от Чернобыльской катастрофы не только в местах радиоактивного загрязнения, но и в но­вых для них регионах Беларуси. Чернобыльская катастрофа и вызванные ею постка — тастрофные процессы, в том числе усиление миграцион­ной активности наиболее дееспособных возрастных ко­горт, оказывают существенное деформирующее воздейст­вие на демографическую ситуацию. Так, Гомельская область в докатастрофный период увеличивала числен­ность своего населения как за счет миграции, так и пу­тем естественного прироста. В посткатастрофный же пе­риод демографическая активность здесь стала затухать. Отрицательное сальдо миграции составило на первом, лосткатастрофном этапе, в 1986—1990 гг., 94,1 тыс. че­ловек, а естественный прирост за то же время оказался меньше, чем в докатастрофное пятилетие, на 17,4 тыс. человек. Особенно возросли темпы сокращения числен­ности сельского населения. Наивысшие темпы этого со­циально негативного процесса характерны Читать далее

    Опубликовано 30.12.2012

    Представители психометрической школы в рискологии ввели в науку термин «ощущаемый» (perceived) риск, позволя­ющий определить характер психологических компонентов индивидуальных установок в преддверии реальной опас­ности или ее угрозы. Они установили, что ощущение рис­ка многомерно, крайне субъективно <и ‘во многом ирра­ционально, поскольку кроме осознаваемых процессов формируется в значительной мере подсознательно, в со­ответствии с различными факторами, подчас случайно увязываемыми субъектами, ощущающими риск, с той или иной опасностью, которая другими субъектами и да­же экспертами отнюдь не рассматривается в качестве таковой. В этом ощущении ожидание определенного вре­да а экстремальной ситуации взаимопереплитается с воспоминаниями и оценками сходных ситуаций в индиви­дуальном жизненном опыте со сведениями, почерпнутыми из’ литературы, телепередач и кинофильмов, рассказов других людей, являвшихся очевидцами трагических собы­тий, и т. п. Поборники социологической и психологической ветвей складывающейся рискологни стремятся на основе обоб­щения Эмпирических исследований сконструировать структур но функциональные модели, позволяющие объяс­нить механизмы восприятия риска. Ими, в частности, выделяется в качестве весьма важного Читать далее

    Опубликовано 29.12.2012

    Разумеется, посткатастроф­ных процессов, порожденных ядерным взрывом в Черно­быле, в том числе и такой ее важный аспект, как больших групп людей с загрязненных территорий, необходимо рассматривать не только в миграционных, но и более широких социально-пространственных и со — цнально-временных ранках. Нельзя не учитывать, что ‘односторонне ориентированная миграция, связанная с массовым оттоком сначала специалистов, потом осталь­ных групп населения, прежде всего молодежи, приведет не только к снижению рождаемости и сокращению вос­производства населения, но и к социально-экономической и демографической деградации ’ пораженной территори­альной общности. Придется отказаться от — привычных способов использования данной социальной общностью своей территории и разработать принципиально новые, основанные на иных экологических, экономических, со-, циальных, психологических, духовно-нравственных кри­териях. Новая программа существенно видоизмененного освоения таких территорий может быть разработана и осуществлена только на междисциплинарной основе с приоритетом наук о живой природе и наук об обществе, в ряду которых должна занять подобающее ей место со­циология, а также социальная психология катастроф и посткатастрофных процессов. Социально-пространственная ориентация разработки такой парадигмы, привязка ее к специфике вполне опре­деленной территории предполагает также Читать далее

    Опубликовано 29.12.2012

    Результирующим . итогом совокупного действия объ­ективных (, возросшие материальные трудности с пе­реездом на новое местожительство, неудовлетворитель­ная социально-бытовая обустроенность переселенцев в новых местах проживания и др.) и субъективных факто­ров (привязанность к родным местам, тревога в связи с трудностями адаптации к новой местности и новому кру­гу общения и др.) является достаточно быстрое снижение интереса к переселению у/ многих людей, особенно по­жилого возраста, проживающих в районах, подвергших­ся радиоактивному загрязнению. , В Краснопольском, Кормя иском н других районах в 1990 г. отчетливое стремление покинуть зону радиоактивного загрязнения выражало 79,8% опрошенных, а в ноябре 1993 г. их удельный вес снизился до 29%. Две трети людей (64,7%), продолжающих проживать в этой зоне, отказы­ваются от переселения, 6,2% до сих пор не имеют одно­значного суждения по данному вопросу. И такая смена настроений характерна не только для отдельных лиц, но и для целых поселений. В Гомель­ской области, в частности, весной 1993 г. остро отключим, прекратим медицинское, торговое, бытовое обслуживание и т. п. Но ведь такие средства только усугубляют и <>ез того непростую социально-пси — хологнческую ситуацию в этих районах, порождают но­вые всплески недовольства, обострение социальной на­пряженности. На современном этапе посткатастрофного развития, когда еще далеко не все проблемы, связанные Читать далее

    Опубликовано 29.12.2012

    В условиях этой волны, несущей, с собой, совершается гигантская технологическая — аграрно-ремесленная рево­люция. Дремавшие на протяжении тысячелетий в чело­веке потенциальные возможности выплескиваются на­ружу — земледелец не просто собирает плоды земли или охотится, он преобразует эту землю, живущий рядом с ним ремесленник, создающий для него кроме оружия н орудие обработки почвы, строит сначала мастерские, а затем и города, возникает невиданна ранее агрор — месленная цивилизация. Возникновение принципиально иной технологии не только орудий труда, но и всей чело­веческой жизни коренным образам изменяет взаимоот­ношения с окружающей’ природой. К символам этого этапа (агроремесленного) развития цивилизации сле­дует отнести бушующее пламя (человек выжигал леса, чтобы расчистить лространство плодородной земли), топор и пилу, а еще более плуг и борону, из года в год переворачивавшие почву, да еще пыль и овраги, кото­рые вместе с возникшими городами в совокупности резко изменили среду обитания. Этому способствуют четыре чрезвычайно важных обстоятельства: во-первых, резко возрастает плотность населения и связанная с этим возможность обмена опытом, знаниями, техноло­гиям во-вторых, возникает прибавочный продукт: — у че­ловека появляется возможность ‘ производить больше, чём необходимо для поддержания ж’изни; Читать далее

    Опубликовано 29.12.2012

    В Украине, а в еще большей степени в Беларуси, стали фактически трактоваться как своеоб­разные. Резко сузились пределы применимости родного языка, исчезли детские сады, большинство школ с на­циональным языком обучения, мизерными стали тиражи изданий на родном языке. Если в России на языке ко­ренной национальности в 1959 г. тираж книг на одного человека составил 8,3, а то в Белару­си — соответственно 1,2 и 0,9 экз. Более чем десятикрат­ная разница — наглядное свидетельство целенаправлен­ной политики, ориентированной на денацификацию, обернувшуюся подлинной катастрофой для белорусской национальной культуры.

    О трагических масштабах ее свидетельствуют хотя бы такие данные’ социологических исследований: к на­чалу становления белорусской национальной государ­ственности (1991 г.) среди жителей республики родным, (по этническим признакам) языком в полной мере вла­дело 91% русских, но только 51% украинцев и 47% бе­лорусов. В то время произведения белорусских писате­лей на родном языке читали только 17% белорусов, 28%, из них могли читать эти книги на русском и белорус­ском языках, зато свыше 40% предпочитали это делать, в переводе на русский язык Только с 1991 г. начинает претворяться в жизнь многогранная програм­ма национального возрождения Беларуси, родного язы­ка и культуры ее народа: открываются детские сады и школы Читать далее

    Просмотров: 384 | Добавил: giveratto | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0