14 февраля 2013 года, Четверг, 19:05 // Общество
Лилия Гумерова: «У каждой школы должна быть дорожная карта по профориентации»
автор: Эльвира Латыпова | фото: Олег Яровиков
Работа по профориентации молодежи в Башкортостане должна приобрести системный характер. Проект плана мероприятий «Развитие системы профессиональной ориентации молодых граждан в Республике Башкортостан на 2013-2015 годы» обсуждался в четверг за круглым столом в Правительстве республики.
Участники круглого стола отметили, что на рынке труда сохраняется серьезный дисбаланс спроса и предложения. Предприятиям не хватает квалифицированных кадров, а выпускники учебных заведений не могут найти работу по специальности.
40% трудоспособного населения – молодежь, именно на эту категорию должны быть направлены наши основные усилия, подчеркнула заместитель Премьер-министра Правительства РБ Лилия Гумерова.
По словам министра труда и социальной защиты населения РБ Ленары Ивановой, в республике делается многое в плане профориентации, но системности не хватает. В итоге разрозненные профориентационные мероприятия, проводимые школой, немногочисленными работодателями, учреждениями профобразования и службой занятости, ситуацию не меняют.
На круглом столе также говорили о том, что образовательные учреждения выбирают направления подготовки специалистов, ориентируясь на спрос. Спрос же формируется исходя из представлений общества о престиже и материальной выгоде. При этом достоверную информацию о востребованности и уровне зарплаты в тех или иных областях население не получает. По мнению Ленары Ивановой, сигнал рынку труда и образовательной системе должно давать Министерство экономического развития, основываясь на приоритетах развития территории на ближайшие годы.
Например, имеется дефицит пилотов в России. Эта тенденция может сохраниться на пять-семь лет, пока не будет набран нужный темп подготовки пилотов. При этом уровень зарплат командиров экипажей в России составляет около 400 тысяч рублей, сказала Ленара Иванова. – То есть главное – новое поколение не получает четких сигналов о перспективных потребностях экономики в специалистах, о возможностях построения профессиональной карьеры. Зная о планах республики, можно предположить, что в ближайшие два-три года будут востребованы строительные профессии, затем – специалисты отельного бизнеса. Эту информацию должно достоверно прогнозировать Минэкономразвития, а наша служба занятости доведет ее до будущих абитуриентов.
В качестве примера Ленара Иванова привела Минсельхоз республики, где «работа по подготовке кадров давно отлажена».
Заместитель министра образования республики Владимир Аристархов видит корень проблемы в том, что «бизнес в большей мере занимает сегодня равноудаленную позицию и от школ, и от учреждений профессионального образования». По его мнению, «профориентационная работа должна направляться и координироваться отраслевыми предприятиями».
В республике имеются положительные примеры шефства предприятий над школами, но их не так много. Самое интересное в такой работе – экскурсии для школьников на производства, считает Лилия Гумерова.
Нужно водить детей на предприятия, уверена вице-премьер. – Надо на уровне каждой школы прописать механизм взаимодействия с предприятиями. Пусть у каждой школы будет дорожная карта профориентационной работы.
По мнению Лилии Гумеровой, особое внимание необходимо уделять одаренным детям с тем, чтобы не допустить оттока высококлассных специалистов за пределы республики.
Отраслевые министерства должны стать держателями банка данных об одаренных детях, подчеркнула вице-премьер. – Мы не должны забывать о них после их поступления в вуз. Смысл в том, чтобы после окончания вузов предложить этим ребятам достойную работу с достойной зарплатой на родине. В каком-то смысле нужно вести их после окончания школы, вуза. Речь о звездах в каждой отрасли. Именно такие ребята способны двигать республику.
План мероприятий по развитию системы профориентации предполагает заключение межведомственного соглашения о сотрудничестве в этом направлении и составление программы профориентационной работы с учащимися.