Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Март » 3 » Школа танцев соломона пляра
    19:03
     

    Школа танцев соломона пляра

    ПОСЛЕЗАВТРА — 1 сентября, а значит, пора в школу. Кому — в первый класс, кому — в выпускной, одним — в качестве учеников, другим — в роли учителей и родителей. В этой круговерти по добыче знаний не существует только одного класса — последнего, ибо учиться и открывать для себя новое никогда не поздно. Особенно зримо это ощущаешь, глядя, как демонстрировал танцевальные па столетний балетмейстер Моисеев, порхала на балетной сцене вечно юная Майя Плисецкая или кружатся в вальсе совсем маленькие существа: от горшка два вершка.
    Наши предки всегда были к танцам неравнодушны. Но языческие танцы у костра не считались чем-то диковинным, поскольку история еще раньше знала о пиррических (военных) танцах, служивших обязательной частью представлений греческого античного театра, религиозных празднествах в Ассирии и Египте, танцах в честь Аполлона, Вакха и других богов.
    Пышные балы в Царском (Мариинском) дворце, залах бывшего купеческого собрания и Института благородных девиц в Киеве, как и нынешние, венские балы в оперном театре столицы Украины, тоже вряд ли затмевали и затмевают подобные действа в других столицах мира. А вот школа танцев Соломона Шкляра, где избавляли от природной неуклюжести и обучали азам пластики, оказались единственной в своем роде.
    Одесситы даже тщились доказать, что эта школа существовала не в Киеве, а в их городе. Но архивы опровергали эти попытки приписать сугубо киевскому явлению одесский адрес.
    ГЕРОЙ С НОЖНИЦАМИ
    Парикмахер Соломон Исаакович Шкляр жил на Большой Васильковской, 10, в доме, принадлежавшем Генриху Генриховичу Пфалеру, а стриг и брил на Бибиковском бульваре, 5. Наводя лоск на кавалеров с помощью ножниц и расчески, а также одеколона, который он закупал у своего приятеля Фридриха Пульса на Подоле. Зоркий Соломон обратил внимание, во-первых, на угловатые манеры киевлян среднего сословия, а во-вторых, на то, что у многих из тех, кому уже по возрасту было неловко слоняться по тому же Бибиковскому, просто негде познакомиться с барышней для серьезных взаимоотношений.
    И Шкляр открыл школу танцев по тому же адресу, что и жил, на Большой Васильковской, 10!
    В Киеве к началу XX века существовало еще шесть подобных заведений. Некто Бутовецкий держал школу танцев на Александровской, 32, Ф.Гросслер — на Нестеровской, 38, Я.Лапицкий — на Пушкинской, 11, родственник богатого домовладельца Лепчевского — Семен — зазывал желающих на Прорезную, 20, украинские народные танцы пропагандировал Лобойко на Театральной, 4. Самой экстравагантной из старожилов-преподавателей считалась мадам Абрамович-Дембская Ф. Ф., свившая свое гнездышко на Малой Владимирской, 74. Она содержала буфет и любила пофлиртовать со своими учениками.
    Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства в нашем городе. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения — коротким. Шкляр принимал желающих практически любого возраста. Сам танцевать не умел. Все показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки:
    РЕЦЕПТ УСПЕХА
    Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что, по воспоминаниям бабушки моего приятеля Шусика Бондарева — Софьи, приходилось ждать очереди, хотя гарцевали у Шкляра шесть раз в неделю, кроме субботы.
    Абрамович-Дембская пыталась раскусить рецепт успеха конкурента, она даже посылала учиться к нему собственную дочь — не помогло... О Соломоне слагали легенды. Как уверял герой рассказа Аркадия Аверченко «Золотые часы» Мендель Канторович, выучку у Шкляра прошли семь девочек и четыре мальчика из семьи Канторовичей. Никто не умер, никто не стал Айседорой Дункан, но все вышли в люди. Это была не просто школа танцев, а школа жизни. Там знакомились. И если все нравилось, засылали сватов (у евреев — шадхена), но только с благословения самого Соломона, крылатым выражением которого в памяти киевлян осталось: «Оттолкнуться от печки».
    Уже во время Первой мировой войны его бывшие ученики, обосновавшиеся в Америке, собрали деньги на пароход и уговорили Шкляра (которого многие последующие поколения киевлян называли и Фляром, и Пляром, и Скляром) податься за океан. Ходили слухи, что там он стал знаменитым балетмейстером, но доподлинно известно, что на корабль он ступил с одесского причала. Это, очевидно, и подвигло одеситов представить Соломона в некоторых байках своим земляком.
    Именно на тот период, когда Шкляр объявился в США, там начался танцевальный бум среди белого населения. Совпадение это или результат сумасшедшей харизмы бывшего парикмахера из Киева, история умалчивает. Любопытно другое: спустя почти сто лет волна повального увлечения классическими танцами и другими зажигательными латиноамериканскими эскападами вернулась к нам из-за океана.
    В тридцатые—пятидесятые модные танцы считались у нас буржуазным пережитком, стиляг преследовали. А вот бальные танцы мирно сосуществовали с социалистической системой. В послевоенных киевских школах отставные балерины учили младшеклассников танцевать вальс с... табуреткой. Ведь в сороковые до смерти Сталина в школах мальчиков и девочек разделили... Родители покупали нам балетки (чешки), и после основных уроков мы по часу дважды в недели старательно скользили по паркету низенького актового зала, преследуемые тактом: раз-два-три, раз-два-три... Топотушки на самых популярных в нашем городе в середине века танцплощадках «Жаба» и «Кукушка» (обе располагались на склонах Днепра) вряд ли можно было назвать балами. Там просто резвились, знакомились и зажимались под музыку. Даже сегодняшние участники «Танцев со звездами» (шоу, лицензию на которое Европа купила у Америки, где мода на него уже схлынула, Россия с Украиной — у Европы) не все знают, что в классическом вальсе вообще нельзя прикасаться к телу партнерши. Партнеру разрешалось подставить ладонь для ее ладони, а внешней частью большого пальца другой руки чуть придерживать партнершу за спину только в том месте, где у нее находилась застежка лифа... Следовало помнить главное правило Соломона Шкляра: там, где брошка, там пирод!

    Песня из репертуара известного одесского эстрадного исполнителя 1910-х годов Владимира Хенкина. В других источниках дается без указания авторства.


    Из эссе Александра Розенбойма "Ужасно шумно в доме Шнеерсона..." (Одесса, не позднее 2006) об Одессе начала XX века:

    "А по всей Одессе тогда, как грибы после дождя, появлялись многочисленные танцклассы, обустройство которых не требовало сколь-нибудь особых затрат - более - менее просторное помещение, стулья вдоль стен для отдохновения танцующих, пианино любой марки, возраста и состояния, вывеска, по вечерам подсвеченная разноцветными лампочками, а если хочешь, то объявление на первой полосе "Одесской почты" Абрама Финкеля типа "Танцкласс мадам Шмуэльсон - интеллигентно и недорого". А поскольку, по крайней мере поначалу, танцклассы были, в общем-то, доходными заведениями, то пооткрывали их профессиональные таперы и музыканты-любители, престарелые коммивояжеры и разорившиеся маклеры, недоучившиеся курсистки и хозяева прогоревших иллюзионов, словом, самая разношерстная публика, зачастую ровным счетом ничего не смыслившая в этом деле. И сработала тут классическая схема, сообразно которой мода подогрела спрос, экспансивность одесситов довела спрос до ажиотажа, ажиотаж, в свою очередь, обернулся анекдотами, а анекдоты, как оно тогда нередко случалось, трансформировались в куплеты, не без успеха исполнявшиеся на эстраде. По словам Исаака Бабеля, анекдоты о танцклассах котировались наравне с анекдотами о легендарном, описанном, в частности, Шолом-Алейхемом, кафе Фанкони на Екатерининской угол Ланжероновской или, скажем, о еврейке в трамвае. Один - два таких анекдота, в равной степени не лишенные остроумия и фривольности, но давно утратившие фактологическую основу, до сих пор еще циркулируют среди любителей этого вековечного фольклорного жанра. Что же касается куплетов о танцклассах, то они, казалось, начисто забыты. "Но все-таки", как говаривали когда-то в Одессе...

    Здесь в 1910-х годах стремительно всходила звезда актерского успеха Владимира Яковлевича Хенкина, о котором в то время, и в бытность его известным на всю страну исполнителем юмористических миниатюр, и тогда, когда он уже целиком принадлежал истории эстрады, с восхищением писали привередливые критики, маститые коллеги, восторженные зрители. Он играл скетчи, исполнял куплеты, читал пародии и "роскошное богатство смеха швырял в зал полными пригоршнями", как вспоминал потом старейший конферансье А.Г.Лившиц, выступавший под псевдонимом "Алексеев" Блестяще владея жестом, мимикой, голосом, Хенкин мог "вытянуть" любой, казавшийся совсем "безнадежным", текст, будь-то незамысловатый анекдот или, к примеру, распространенные тогда на эстраде, но довольно примитивные "еврейские рассказы", которые он превращал в подлинно художественные произведения, полные юмора, печали, иронии, мудрости. А зрители смеялись и плакали, потому что узнавали себя, своих родственников, друзей, соседей, свою судьбу и надежды когда он мастерски, что называется на глазах, перевоплощался в насквозь продрогшего уличного торговца, маклера - неудачника, нищего портного, ошалевшего от неожиданно свалившегося на него наследства, старого еврея, уже разуверившегося выдать замуж дочь, балагулу - философа с Молдаванки или разбитного приказчика мануфактурной лавочки на Александровском проспекте. И при всем этом он умудрялся сохранять свою счастливо найденную сценическую маску и в то же время оставаться самим собою, как подчеркнул когда-то в своей эпиграмме часто писавший для Хенкина одесский поэт Семен Кесельман: "Евреям Хенкин подражает./ И громко публика хохочет, - / Увы, никто не замечает,/ Что и тогда он подражает,/ Когда того совсем не хочет".

    Хенкин умел видеть и слышать Одессу, по достоинству оценить ее специфичный юмор, и это, зачастую оборачивалось веселыми сценками и куплетами "на злобу дня". например, об одесситке, оказавшейся на спектакле "Вишневый сад" в исполнении артистов МХАТа, гастролировавших у нас в 1913 году. А какой хохот стоял в зале. когда Хенкин, подыгрывая себе на пианино и пританцовывая, исполнял куплеты о парикмахере, который не от хорошей жизни, а исключительно дополнительного заработка ради, по вечерам превращал свое заведение в танцкласс, где своеобразно, но вполне уверенно обучал жаждущих приобщиться "до моды" одесских обывателей: "Кавалеры приглашают дамов,/ Там, где брошка - там перед./ Две шаги налево, две шаги направо,/ Шаг назад. Наоборот". Успех номера был столь сногсшибателен, что публика "вынесла" куплеты из зала и вскоре их распевала "вся Одесса". Хенкин же исполнял "Танцкласс" обычно "под занавес" программы, всенепременно бисировал и со временем даже пополнил свой репертуар продолжением или, как тогда называли, новым вариантом куплетов. А потом сработал неумолимый естественный отбор и куплеты "Танцкласс", подобно утесовским "На Дерибасовской угол Ришельевской", оторвались от исполнителя, времени и неизвестного нам автора, "ушли" в неподвластный цензурным рогаткам да социальным катаклизмам фольклор, пережили десятилетия и под названием "Школа бальных танцев" еще сегодня звучат в подгулявших компаниях и включаются в сборники одесских песен."


    ВАРИАНТЫ (4)

    1. Школа танцев


    Это школа Соломона Пляра,
    Школа бальных танцев, вам говорят.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг вперед и два назад.

    Кавалеры приглашают дамов,
    Там где брошка, там перёд.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг вперед и два назад.

    Дамы, не сморкайтесь в занавески,
    Это неприлично, вам говорят.
    Не гигиенично и не симпатично,
    Это некрасиво вам говорят.

    Кавалеры, не держите дамов
    Ниже талии, вам говорят.
    И две шаги налево, и две шаги направо,
    И шаг вперед и две назад.

    Дамы, приглашайте кавалеров,
    Там где галстук, там перёд.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг вперед и два назад.

    Фима, Гриша, бросьте разговоры,
    Ну что за баламуты, вам говорят!
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг вперед и два назад.

    Дамы, дамы, помогите Толе,
    Помогите Толе, вам говорят.
    Он наделал лужу в коридоре,
    Шаг вперед и сто, чтоб обойти… ой.

    Дамы, дамы, не крутите за-, то есть торсом,
    Это неприлично, вам говорят.
    Это неприлично, это некрасиво,
    Не гигиенично, вам говорят.

    Алик Рабинович, я имею выйти,
    Я имею выйти, вам говорят.
    Алик Рабинович, вы мне замените,
    Шаг вперед и сто назад!..

    С фонограммы ансамбля «Братья Жемчужные» 1970-х гг., кассета «Запрещенные блатные песни в СССР», Выпуск 1, Vincent Company Records, 1995


    2. Одесский учитель танцев

    Мадам Кац, подержите Борю,
    Видите, ребенок сам не рад.
    Он на полу понаделал море,
    Шаг вперед и две шаги назад.

    Что ж это за новости: сморкаться в занавески?
    Это не салфетки, раз, два, три.
    Если у вас потекли уже сопли,
    Подолом соседки нос оботри.

    Кавалеры, не щипайте дамы
    Ниже талии, вам говорят.
    А держите ноги ваши прямо,
    Шаг вперед и две шаги назад.

    Сонечка, не стройте Моне глазки
    И не оттопыривайте зад.
    Вы не на базаре, а на танцеклассе,
    Шаг вперед и две шаги назад.

    Кавалеры, приглашайте дамов,
    Там, где брошка, там перёд.
    Шаг налево, две шаги направо,
    Шаг вперед и поворот.

    Дамы приглашают кавалеров,
    Там, где галстук, - там перёд.
    Шаг направо, шаг налево,
    Шаг вперед и поворот.

    В нашу гавань заходили корабли. Вып. 2. М., Стрекоза, 2000.


    3. Школа бальных танцев

    Это школа Соломона Кляра,
    Школа бальных танцев, вам говорят.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг вперед и две назад.

    Кавалеры приглашают дамов!
    Там, где брошка, там перед.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг назад и поворот.

    Дамы, не сморкайтесь в занавески!
    Это неприлично, вам говорят.
    Это неприлично, негигиенично,
    И несимпатично, вам говорят.

    Дамы, приглашайте кавалеров!
    Там, где галстук, там перед.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг назад и поворот.

    Дядя Гриша, бросьте разговоры!
    Что за болтунка, вам говорят.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг вперед и две назад.

    Дамы, дамы, помогите Боре!
    Помогите Боре, вам говорят.
    Он наделал лужу в коридоре –
    Шаг вперед и две назад.

    Дамы, дамы, не вертите задом!
    Это не пропеллер, а вы не вертолет.
    Это неприлично, негигиенично,
    Шаг вперед и поворот.

    Алик Рабинович, я имею выйти,
    Я имею выйти, вам говорят.
    Алик Рабинович, вы мне замените,
    Шаг вперед и две назад.

    Это школа Соломона Кляра,
    Школа бальных танцев, вам говорят.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг вперед и две назад.

    Блатная песня: Сборник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002


    4. Школа бальных танцев

    Это школа Соломона Кляра,
    Школа бальных танцев, вам говорят.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг вперед и две назад.

    Дамы, не сморкайтесь в занавески!
    Это неприлично, вам говорят.
    Это неприлично, негигиенично,
    И несимпатично, вам говорят.

    Кавалеры приглашают дамов!
    Там, где брошка, там перед.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг назад и поворот.

    Кавалеры, не держите дамов
    Ниже талии, вам говорят.
    Это неприлично, негигиенично
    И несимпатично, вам говорят.

    Дамы, приглашайте кавалеров!
    Там, где галстук, там перед.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг назад и поворот.

    Моня, Гриша, бросьте разговоры!
    Что за болтунишка, вам говорят.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг вперед и две назад.

    Дамы, дамы, помогите Боре!
    Помогите Боре, вам говорят.
    Он наделал лужу в коридоре
    Шаг вперед и две назад.

    Дамы, дамы, не вертите задом!
    Это не пропеллер, а вы не самолет.
    Это неприлично, негигиенично,
    Шаг вперед. Наоборот.

    Сонечка, не стройте Моне глазки
    И не оттопыривайте зад.
    Вы не на базаре, а на танцеклассе,
    Шаг вперед и две назад.

    Алик Рабинович, я имею выйти,
    Я имею выйти, вам говорят.
    Алик Рабинович, вы мне замените,
    Шаг вперед и две назад.

    Это школа Соломона Кляра,
    Школа бальных танцев, вам говорят.
    Две шаги налево, две шаги направо,
    Шаг вперед и две шаги назад.

    Русский шансон / Сост. Н. В. Абельмас. – М.: ООО "Издательство АСТ"; Донецк: "Сталкер", 2005. – (Песни для души).


    Похоже, это сборный текст - скомпилированный из вариантов сб. "Блатная песня", 2002, и "В нашу гавань заходили корабли". Вып. 2, 2000.
    А здесь пара вариантов исполнения:

    Просмотров: 562 | Добавил: giveratto | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0