Школа должна оставаться школой
Юрий Мороз, режиссер телевизионных фильмов «Каменская», «Дети Ванюхина», «Апостол», «Братья Карамазовы» (это неполный список уже сделанного и того, что находится в производстве) отвечает на вопрос )С( — меняется ли «спрос» на актеров, должна ли измениться школа и что нового она должна дать актеру, который учится сегодня, а выйдет из стен театрального училища завтра?
Времена меняются, а школа остается школой. Основа неизменна. Правда, когда я учился в Школе-студии МХАТ, метод преподавания в ней сильно отличался от преподавания в Щукинском училище. Сейчас эти границы размыты, но я уверен, что если актер попадает в хорошие руки и школа, которая ему прививается, как говорится, ложится на него, то, в общем, он получит весь профессиональный опыт, который позволит ему спокойно и удачно развиваться и на театре, и в кино, и на телевидении. Другое дело, сильно изменилась профессиональная среда, и театральная, и киношная. Требования, которые предъявляются актеру, допустим, в телевизионном мире, очень низкие — достаточно выучить текст и быть визуально привлекательным. И ты уже звезда. Надо думать о психологической обстановке такого существования без внятных художественных ориентиров. Все это сильно меняет актера. Навыки и профессиональная требовательность, которые были заложены в институте, падают. Актер оказывается перед сложным выбором, — с одной стороны, нет материала, который позволил бы ему развиваться, с другой стороны, ему необходимость жить и выживать. Поле расширилось — можешь вроде бы делать все что угодно, но выходишь в это поле — и не знаешь, куда идти... Насколько я понимаю, школа к такому выбору не готовит.
То есть театральные школы дают знания, но не готовят актера психологически к той низкохудожественной среде, в которую он попадает. Это скорее психологический вопрос, нежели школьной подготовки, но игнорировать его нельзя. Короткий курс юридических прав нужен обязательно. Лекции или встречи с кино- и телевизионными продюсерами, с кинорежиссерами — это некая другая область, о которой в школе не рассказывают. И когда кого-то выдергивают на пробы или съемки, они вдруг попадают в среду, которую не знают, не знают требований, которые эта среда предъявляет, как в ней существовать. Адаптироваться сложно. Здесь другая система координат и отношений, о которых студенты должны иметь информацию хотя бы теоретическую. В конце концов это вопрос выживания в среде, которая становится все более агрессивной.
Когда мы выпускались, нас собрали в ЦДРИ, на сцену выходили большие актеры и произносили напутствия. Иннокентий Михайлович Смоктуновский сказал: самое главное в жизни найти правильного спутника или спутницу, очень важно, с кем ты живешь, занимаясь профессией. Я готов повторить его слова и сказать, что очень важно актерам и актрисам понимать, что ты никогда не будешь делать в профессии — сниматься или ставить. Или ставить определенную планку, ниже которой — невозможно. Сейчас очень легко заработать деньги и так же легко потерять в профессии.
А из каких-то конкретных и, может быть, частных вопросов — я бы обязательно на всех репетициях ставил камеры, особенно на прогонах, а потом бы показывал. У нас этого не было. Актер должен понимать, как он выглядит и что делает. И это умение видеть себя со стороны также должно прививаться.